Вокзалы Петербурга

Первая российская железная дорога появилась в 1837 году: она объединяла Санкт-Петербург, Павловск и Царское Село. Сегодня протяженность железнодорожных линий исчисляется сотнями тысяч километров, а многие из вокзалов стали памятниками архитектуры и истории. Именно им мы и хотели бы уделить особое внимание. Этот материал будет вне всякого сомнения полезен тем, кто решил посетить, а заодно и познакомиться с железнодорожными терминалами Петербурга.



1. Витебский вокзал

Первый вокзал России изначально был известен как Царскосельский и вплоть до середины XIX века представлял собой небольшое деревянное здание. Таким, каким мы знаем его сейчас, вокзал был построен в 1904 году по проекту архитектора Станислава Бржозовского. Он был новаторским как с точки зрения внешнего облика (в стиле модерн в то время строились только частные особняки), так и с технической точки зрения: внутри него были предусмотрены транспортеры, грузовые и пассажирские лифты.


Он является местом отправления и прибытия международных отправлений: Минск, Киев, Рига, Кишинев. Отсюда удобно отправляться в Калининград, Царское село, Павловск, Великий Новгород.




Адрес: Загородный проспект, 52
Расстояние от Dashkova Residence: 3,2 км



2. Московский вокзал

Следом за Царскосельским вокзалом в России появились два здания-близнеца — в Москве (Ленинградский) и в Санкт-Петербурге (Московский). Они возведены по проекту архитектора Константина Тона в стиле неоренессанс: центральным элементом каждого из них служит двухъярусная башня, а фасады украшают большие окна в венецианском стиле. На первых этажах обоих зданий располагаются вестибюли, залы ожидания и императорские апартаменты, на вторых — служебные квартиры работников железной дороги.


Сегодня это третий вокзал по объему пассажирских перевозок в стране. Отсюда отправляются поезда в Москву, на Урал, на юг России, в Поволжье и Крым.




Адрес: Невский пр., 85
Расстояние от Dashkova Residence: 4,3 км



3. Балтийский вокзал

Железная дорога была построена на частные сбережения барона Александра Штиглица, который рассчитывал продать ее государству. Автор проекта, архитектор Александра Кракау, был вдохновлен обликом парижского Восточного вокзала. Изначально внутренняя часть здания была поделена на 3 части: кассы и багажные отделения, помещения для царской семьи и зал ожидания для пассажиров. Установленные в витраже фасада часы «Павел Буре» прекрасно работают и по настоящее время.


С 1933 года он обслуживает исключительно пригородные поезда, например, в Гатчину, Ивангород и Ораниенбаум.




Адрес: наб. Обводного канала, 120
Расстояние от Dashkova Residence: 3,6 км



4. Финляндский вокзал

Первое здание вокзала для Финляндской железной дороги было возведено по проекту архитектора Петра Купинского в 1870 году. В своем современном обличье вокзальный комплекс предстал в 1969 году.


В годы блокады Ленинграда Финляндский вокзал был единственным действующим. Через него осуществлялась транспортировка продовольствия по «Дороге жизни». Железнодорожный узел подвергался частым бомбардировкам и по окончании военных действий здание Финляндского вокзала было практически полностью разрушено.


Сегодня это второй в России вокзал по объему пригородных перевозок. Хоть отсюда и отправляются в Хельсинки скоростные поезда «Аллегро», с открытием Ладожского вокзала Финляндский вокзал перешел на обслуживание только пригородных маршрутов.




Адрес: площадь Ленина, 6
Расстояние от Dashkova Residence: 4,6 км



5. Ладожский вокзал

Единственный транзитный вокзал Санкт-Петербурга возведен по проекту архитектора Никиты Явейна к 300-летнему юбилею города. Теснота участка не позволяла поставить здание вдоль железнодорожных путей. Его пришлось строить под и над перронами, не прекращая движения поездов.


Впервые в отечественной и мировой практике была реализована идея вокзала-моста и вокзала-тоннеля. Вокзал дальнего следования — над путями, а пригородный — ниже уровня земли. Уровня связаны по вертикали функционально — лестницами, пандусами, эскалаторами, и визуально — внушительного размера световыми колодцами. Также здание вокзала соединено в единый комплекс с наземным вестибюлем станции метро «Ладожская», построенным в 1985 г. Вокзал обслуживает восточные и северные направления: Челябинск, Екатеринбург, Новокузнецк, Мурманск, Петрозаводск, Хельсинки.




Адрес: Заневский проспект, 71
Расстояние от Dashkova Residence: 9,4 км


Читать другие статьи